| |||
Авто-антены на крыше дома. |
Поделюсь собственным рецептом.
Сопротивления и другие LC (резисторы, катушки, конденсаторы) элементы для снятия статики и настройки я никогда не любил использовать в АФУ (антенно-фидерном устойстве) из-за рассеиваемой мощности, претензионности (разбросом) параметров в зависимости от температуры, автоматически возникающих проблем с электрическим и механическим креплением, герметизацией. По возможности старался избегать и использовать максимально простые и надежные варианты. От статики прекрасно поможет короткозамкнутый четвертьволновый шлейф из куска кабеля. Паралельно точке питания прямо у антенны подключаете кусок кабеля длиной 180см, на противоположном конце центральная жила этого шлейфа закорочена на ее же оплетку. Почему 180, а не 275, спросите Вы, ведь шлейф четвертьволновый, а потому что есть кооф.укорочения для кабеля, и с учетом него длина будет 180см. Можно подключить через тройник этот шлейф дома, прямо у разъема радиостанции. Пусть вас не пугает что подключенный паралельно к антенне или разъему станции кусок кабеля закорочен на оставшемся конце. По НЧ весь тракт у вас будет короткозамкнут, а для 27МГЦ все будет ОК. Кабель для шлейфа постарайтесь выбрать такой же марки и диаметра как и основной фидер. Шлейф просто спустите вниз если он у антенны и прикрепите к мачте дабы не болтался. Если шлейф в квартире, просто свесте его вниз со стола. Вот такое простая зашита от статики. Согласитесь, какое сечение у какой-нибудь короткозамкнутой катушечки-автотрансформатора в антенне и у оплетки кабеля. Теперь по поводу антенны. Высоко расположенная, даже укороченная автомобильная антенна будет работать несравненно лучше, даже несмотря на затухания в более длинном кабеле который придется использовать. Вариант 1. Самый простой. Физику не обманешь, и полноразмерная антенна работает несравненно лучше чем укороченная автомобильная. Да и согласовывать практически не надо. А посколько для автомобилки всеравно придется делать противовесы длиной от четверть волны (2,75м) на мой взгляд имеет смысл сделать сразу обычный, проверенный десятилетиями полуволновый диполь. А именно: 1)Убираете автомобильную антенну вообще. 2)Выводите кабель на мачту к узлу крепления. 3)На мачту крепите изолятор (радиокерамика лучше, но прекрасно подойдет и пластик) 4)У изолятора сделайте как минимум два ушка или отверстия для крепления плеч диполя. Остальные отверстия могут быть для фиксации самого кабеля. 5)Центральная жила кабеля к одному плечу, оплетка к другому. 6)Каждое плечо по 2,70-2,75м. 7)Плечи можете не заморачиваться и выполнить из многожильного медного провода в изоляции. 8) Растягиваете плечи в стороны, как букву Т или вниз под углом. Если вниз под углом то антенна будет называться inverted V. Описаний диполя и инвертед в полно в инете. 9)Если плечи сделаны из провода, на конце обязательно изоляторы из керамики или пластика. Изолятор, изолирует концы плечей диполя от растяжек. 10)Обязательно прямо перед самой антенной сделайте виткой 5 этого же кабеля на ферритовом кольце или 10 витков на пластиковой бутылке из под воды. 11)Диаграмма у этой антенны "восьмерка", т.е боковые лепестки несколько подавлены. Т.е куда будет смотреть расправив крылья ваш диполь или перевернутая V туда и будет максимум,т.е "светит" вперед и назад. Перпендикулярно плоскости полотна антенны. По бокам лепестки подавлены. У перевернутой V подавление боковых лепестков излучения менее выражено. 12) У антенны есть плюс, она не торчит как штырь, и соотв. менее привлекает внимание. 13) У антенны есть маленький минус, у нее горизонтальная поляризация,но это с лихвой закроет ее расположение. Вар.2 Коаксиальная антенна. Вертикальная антенна. 1) В качестве траверсы, шины, которая будет нести на себе бремя полотна антенны используйте пластиковую удочку. 2) Берете верхний конец вашего основного кабеля который пойдет на крышу, зачищаете кабель, оставляете только центральную жилу в изоляции. Длина этого кончика четверть волны. 2,70-2,75м. Кончик НЕ ОТРЕЗАЕТЕ ОТ ОСНОВНОГО КАБЕЛЯ! 3)С любого другого толстого кабеля снимаете внешнюю изоляцию, а потом аккуратно, не повреждая, снимаете хорошую, густую, крепкую, медную оплетку этого кабеля. Т.е вам нужно будет снять с более толстого кабеля некий кембрик из этой оплетки, некий медный плетеный из оплетки рукав. 4) Этот рукав из оплетки, или трубку подходящего диаметра длиной четверть волны (270-275см) одеваете на ту часть вашего основного кабеля, что идет ПОД местом, откуда начинается зачищенная вами центральная жила в изоляции. В этой точке оплетку основного кабеля соединяем с этим "рукавом" из медной оплетки или трубки. Чтобы стал понятен конструктив, представте себе GP, у которой противовесов стало так много и они прижались к кабелю, что превратились в некий рукав или трубу под вибратором, одетую на кабель. Коаксиальная антенна имеет хорошую диаграмму, нет необходимости делать витки кабеля (симметрировать), хорошо согласуется, а точнее не требует согласования. Вар.3. Верно это четвертьволновый GP. Единственно что добавлю, это то, что антенну можно сделать из провода, в т.числе и вибратор, закрепив его на пластиковой удочке, а противовесы по Ротхаммелю следует сделать на 5% длиннее вибратора. Вар.4 Ваша автомобильная антенна. (самый простой и нежелательный вариант) Разберите или подберитесь к магнитному основанию антенны. Там снизу, будет "плюшка", шайба к которой подключается оплетка кабеля. Туда и именно туда присоедините противовесы. ИЛИ Можно на крышу лифтовой будки положить лист, обязательно закрепить его (чтоб башку никому не отрезал порхаюший лист прекрасным летним деньком), а сверху просто прилепить вашу антенну. Актуальные во всех случаях советы: -Обязательно герметизируйте пластилином, герметиком и т.д и т.п место разделки кабеля, место подключения. Насосавшийся со временем воды кабель восстановлению не подлежит и сожрет все ваши преимущества. -Перед антенной сделайте один или два витка, неких барашка из кабеля. Будет запас кабеля, да и есть надежда что воды меньше насосется. Не путать с витками на ферритовом кольце или пластиковой бутылке для симметрирования. -Выбирая материал для растяжек, будьте внимательны. Магазинные синтетические веревки спустя короткое время, от перепадов температуры, кислотных дождей, солнца и морозов на крыше просто рассыпаются в прах в прямом смысле этого слова. Лично я, одно время, долго ломал голову, кто мне режет антенны растяжки. Оказалось матушка природа =). -Если не найдете радиокерамику, не отчаивайтесь, для сиби вполне сойдет и пластик. -Продумайте крепление кабеля, дабы от ветра и болтаний, он не перетерся. В общем все. Надеюсь я не очень запутанно и сложно объяснил. Удачной охоты за радиосигналами. |
На главную |
Для писем |